Знакомим с театрами-участниками фестиваля.

Апр 11, 2023


Рассказ первый! Пермский театр «У Моста».
Театр «У Моста» — уникальный Авторский театр Сергея Федотова. Сергей Павлович в этом театре, не только Режиссёр, но также и Художник, Сценограф, Драматург, Дизайнер, Конструктор, Звукооператор, Осветитель, Директор, Менеджер и Продюсер. Все декорации, реквизит и костюмы создаются в мастерских театра по эскизам Федотова. Обязательно дополняются подлинными, иногда, антикварными вещами. Это позволяет максимально отразить облик и атмосферу эпохи, в которой происходит действие, создать особую магическую ауру. Свои репетиции театр часто проводит в исторических локациях. Грузинские спектакли репетировали в национальных костюмах в старом районе Тбилиси Авлабаре. «ВИЙ» Гоголя рождался ночью на кладбище и в заброшенной церкви на Украине. Над » Макбетом» работали в Средневековой крепости Эребуни в Армении. Персонажей «Зверя» придумывали в психбольнице. «Безрукий из Спокэна» рождался в настоящем морге. А «Калеку с острова Инишман» репетировали на самом острове Инишман в Ирландии. Кстати все костюмы героев спектакля были куплены на Аранских островах. Каждый спектакль театра «У Моста»- это гипнотическое путешествие на машине времени в иную историческую эпоху.
Уникальность Театра «У Моста» в первую очередь определяет его мистический репертуар. Театр ставит писателей, в произведениях которых присутствует мистика. Гоголь, Булгаков, Достоевский, Салтыков Щедрин, Шекспир, Брэм Стокер и др. Федотову интересны авторы, которые исследуют сферы потустороннего, инфернального. Театр «У Моста», единственный в мире, который поставил практически всего Гоголя ,8 спектаклей по его произведениям. Сергей Федотов режиссёр, который открыл, что у Гоголя обязательно есть чертовщина. Раньше Гоголя играли в бытовом ключе. Сергей Павлович, свое авторское видение Гоголя подтвердил исследованием Дмитрия Мережковского «Гоголь и черт», где написано, что в каждом произведении Гоголя есть черт. Именно с гоголевских постановок началась широкая мировая известность театра «У Моста». Первое же выступление театра 30 лет назад в Чехии на фестивале «Театры Европейского региона» произвело настоящий фурор! В чешском городе Градце Кралове с невиданным успехом показали «Вия» и «Женитьбу» Гоголя! Чешская пресса писала, что такого Гоголя в Чехии ещё не видели. Сергей Федотов нашёл свой оригинальный ключ к Гоголю, разгадал его тайны, обнаружил мистику и сумел воплотить на сцене в своих оригинальных спектаклях. В «Женитьбе» создан особый фантастический мир и властвует в нем Кочкарев, в котором зритель узнаёт чёрта. После этих гастролей театру открылись пути в страны Европы, а Сергея Павловича пригласили на постановки несколько театров Праги!
Театр «У Моста» один из немногих в репертуаре которого сразу три спектакля по М.Булгакову. «Собачье сердце», «Зойкина квартира» и «Мастер и Маргарита». В театральном мире существует легенда, что Булгаков запретил ставить свой роман. И лишь немногие режиссеры отваживаются на это. Федотов ставил «Мастера» пять раз. Два постановки были в Польских театрах, одна в Чехии, одна в Эстонии, а самая первая была в театре «У Моста». «Мастер и Маргарита» стал визитной карточкой театра и идёт уже 25 лет. И в театре много напоминаний об этом спектакле. На стенах лестницы на второй этаж, грандиозная фреска «Бал ста королей» украинского художника Сергея Пантелейчука, большого друга нашего театра. В репертуаре также три постановки Ф. Достоевского, три Шекспира, Федотов часто ставит по несколько спектаклей одного автора, исследуя таким образом стилистику писателя. Режиссёр Федотов имеет свой собственный режиссерский стиль, он никогда не осовременивает классику. Сейчас практически все театры увлеклись модным постмодернизмом и настоящего классического спектакля не увидишь, все классику модернизируют, привнося в нее свои современные темы, и поэтому все спектакли становятся похожими. Федотов ставит не себя, а именно Автора и спектакли в нашем театре абсолютно разные по стилю и выражению. 15 лет назад Сергей Федотов открыл для российского театра, неизвестного тогда в России ирландского драматурга Мартина МакДонаха и даже построил специальный зал МакДонаха в 2014 году специально для фестиваля МакДонаха. Многие зарубежные театры сыграли здесь своего МакДонаха и говорили, что это самый лучший в мире зал для пьес этого драматурга
И сейчас театр «У Моста» известен во всем мире, как главный специалист по МакДонаху. Единственный театр в мире, где поставлены восемь пьес этого драматурга и придумали единственный в мире фестиваль МакДонаха. В оригинальном театре «У Моста», очень оригинальный репертуар! Есть очень смешные комедии современных авторов: «Лягушки в шампанском», «Детектор лжи», «Сансара», «Про Федота стрельца». В этих спектаклях театр показывает, что умеет не только оригинально играть классику, но может так гомерически насмешить, что мало не покажется!
Особое место в репертуаре занимают знаменитые грузинские спектакли: «Мачеха Саманишвили», «Ханума», «Зурикелла».
Главная особенность спектаклей театра — это особая атмосфера. Каждая постановка имеет свою мощную энергетику. Критики писали, что спектакли Федотова — это как гипнотический сеанс! А всё дело в том, что Сергей Павлович работает по своей особой методе, основанной на системах Михаила Чехова и Ежи Гротовского. В театре постоянно проводятся тренинги, приезжают режиссёры из других городов и стран. И репетиции спектаклей проходят по-особому. Прежде чем приступить к читкам, проводится большая предварительная исследовательская работа, изучается эпоха, живопись, музыка того времени, биографию автора, истори создания произведения. Эта работа не прекращается и после премьеры, даже если спектакли уже давно в репертуаре. После каждого спектакля обязательно проводится обсуждение, анализ спектакля. В каждой постановке есть несколько актёрских составов. Во время репетиций, все вместе работают над разными ролями, находятся в поиске, помогают друг другу. Распределение ролей — это всегда шаманская игра. Режиссёр задает нужную атмосферу, погружает в предлагаемые обстоятельства и выявляет тех актеров, кто максимально чувствует стиль и авторскую природу. И тот, кто наиболее чувствует, попадает в стиль, становится ведущим. А остальные уже подсознательно движутся за ним. А когда заканчивается застольный период, у актеров есть особый ритуал. На сцене первый раз выставляется новая декорация и начинается колдовство. Особым мерцающим светом, потусторонними шумами, странными звуками, музыкой создается новое магическое пространство. И в это новое пространство артисты входят, как будь то первый раз выходят на эту планету. Актёры тихо заходят из зрительного зала, замирают, начинают фантазировать, колдовать, оживлять видение, и только после этого по одному «вплывают» на сцену… В нашем театре актер всегда должен быть в форме, а это постоянная работа над собой, самодисциплина, совершенствование….
Каждый уголок театра занят и используется по назначению, а скрытых уголков в театре огромное количество. Снаружи театр выглядит маленьким, а если походить по-за кулисами, видишь, какой он на самом деле большой. Мебель в театре всегда натуральная и часто даже антикварная. На сцене всегда воссоздается эпоха, Федотов никогда не осовремениваем спектакли. У него все настоящее, он никогда не стремиться за модой. У театра всегда свой особый стиль.
В театре «У Моста» сложносочиненные спектакли Федотова построены по принципу многоэтажного дома. Каждая постановка интересна любому зрителю. Каждый зритель считывает для себя, ровно столько, на сколько он способен. В этом смысле театр по-МХАтовски ОБЩЕДОСТУПНЫЙ, поскольку близок, понятен как интеллектуалам, специалистам, так и начинающим зрителям.
— В Театре «У Моста» не работают – СЛУЖАТ Искусству. Это действительно Храм. И артисты в этом Храме священнодействуют. Каждый спектакль играется, как священный ритуал.
P.S. Театр «У Моста» очень любим зрителями Пензенской области. На протяжении 10 лет он является постоянным участником театрального фестиваля «Золотая провинция» и всегда зал переполнен!