Снился мне сад» театр п\р Елены Камбуровой.
Тихо. Сумерки. Бабье лето.
Четкий,
частый,
щемящий звук —
будто дерево рубят где-то.
Я засыпаю под этот звук.
Сон происходит в минувшем веке.
Звук этот слышится век назад.
Ходят веселые дровосеки,
рубят,
рубят
вишневый сад. (Ю.Левитанский)
Десятый юбилейный фестиваль «Золотая провинция» открылся в Кузнецке спектаклем «Снился мне сад» театра под руководством Елены Камбуровой. «Снился мне сад» романс в интерьере, так указано в программке, и, действительно, со сцены звучат романсы и песни разных композиторов от Булахова до Дашкевича, мелодекламации на тексты Пушкина и Горького. Перед зрителями оживает своеобразная музыкальная и поэтическая история страны со всеми ее особенностями и перипетиями.
Романс в этом спектакле не просто музыка, романс здесь – состояние души. Герои не могут не петь, они так дышат, так слышат, так живут. Зрители вместе с ними погружаются в это состояние, в то время, на рубеже 19-20 веков туда, где скоро будут ломаться жизни и судьбы, а пока тихий уютный летний вечер на веранде. Музыка в спектакле отражает эпоху. Кажется, звучат их родные, знакомые мелодии и слова, но уже совсем рядом, даже на их домашнем концерте в родовой усадьбе, звучат ноты революции, пугающие своей остротой.
Перед зрителями предстает некая идеализированная картинка из прошлого, фотокарточка, сохранившаяся в книге, напоминающая о былом. Несмотря на то, что зрители знают, что этот идеальный мир существует лишь в фантазии автора, люди на сцене – живые, для них все, что происходит, происходит здесь и сейчас, для них все только должно случиться. Автор – роль, которую исполняет великая Елена Антоновна Камбурова. В прологе она рассказывает о книге мемуаров человека, который пережил слом времен, о книге, в которой сохранились редкие старые фотографии, именно они оживают на сцене. Камбурова как сторонний наблюдатель сидит сбоку от дачной веранды и изредка зачитывает фрагменты из книги, когда герои на мгновение замирают.
Актеры свободно существуют в драматических эпизодах, отчего спектакль не превращается в концерт. Музыкальные фрагменты как бы проникают в авторский текст, дополняют его и отражают состояние каждого героя. Вокализы, многоголосья, акапельные исполнения превращают каждый романс в отдельный спектакль.
Ни пути, ни следа по равнинам,
По равнинам безбрежных снегов.
Не добраться к родимым святыням,
Не услышать родных голосов.
«Замело тебя снегом, Россия» поет в конце спектакля Елена Камбурова своим обволакивающим, не от мира сего голосом. Она поет так, что душа начинает трепетать. Эти строчки, в которые нужно вслушаться, становятся пророческими и для героев, и для целой огромной, необъятной страны.
Лизавета Боровикова ,Москва.