Дневник фестиваля.

Апр 15, 2022

В рамках фестиваля «Золотая провинция» пензенский театр «Слово» представил музыкально-поэтический спектакль «Алена» по произведению М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Спектакль был сыгран в легендарном месте. В месте, где всё буквально пропитано театром – в доме Всеволода Эмильевича Мейерхольда, где начался творческий путь великого Мастера.

Главные герои, вынесенные Лермонтовым в название произведения, для Павла Тачкова, режиссера спектакля, оказываются персонажами второстепенными.  Его интересует Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова, ставшая жертвой  похоти опричника Кирибеевича. Марта Серебрякова, исполняющая роль Алены, в растрепанном сарафане, с распущенными взъерошенными волосами появляется на сцене.  Совсем недавно ее красивое, сияющее улыбчивое лицо превращается в маску скорби. Если для того, чтобы передать  внутренние  терзания, чувства героини,  актриса на протяжении всего спектакля  исполняла народные песни, то в  этой сцене режиссер усиливает эмоциональное напряжение за счет пластического номера. Через хаотичные, ломаные движения рук, она рассказывает мужу, как была жестоко опозорена. Кульминацией танца становится нервная, набирающая ритм дробь, исполняющаяся по кругу. Обессиленная, разбитая  Алена Дмитриевна, припав к ногам мужа, просит у него защиты.

Павел Тачков, исполняющий сразу все мужские роли, а также роль рассказчика, перевоплощаясь то в одного персонажа, то в другого, посредством пластической мизансцены показывает бой Кирибеевича и  Калашникова. Обидчик наказан, но наказан и купец, приговоренный Иваном Грозным к смерти.

Гаснет свет. Луч прожектора освещает фигуру Алены Дмитриевны. В сарафане, украшенном камнями, она исполняет  виолончельным голосом  «Ах, ты,  степь широкая». Звучит старинная народная песня как что-то сокровенное, сродни молитве.

Ксения Казанцева,Москва.